Ozon logo

Поиск по статьям

Вместе с гидом Андреем Головачёвым разобрались, когда ехать за легендарным пухляком, где искать разнообразный рельеф и как найти ночлег в сибирском таёжном лесу. 

Мамай — где это и как лучше добраться?

Долина реки Большой Мамай (именно её коротко называют Мамаем) находится на юго-западной стороне озера Байкал, у западной границы Байкальского заповедника. Это компактная территория, но задержаться здесь на неделю или даже несколько — легко. 


Лететь удобнее до Иркутска — билеты вы найдёте на Ozon. Путь на микроавтобусе к началу ущелья занимает порядка 4 часов с учётом остановки на обед. Такой трансфер на компанию до 10 человек в среднем стоит 10–13 тыс. рублей в одну сторону.

Альтернативный вариант — доехать на поезде до станции Выдрино и взять такси до поворота в ущелье (расстояние — около 12 км). Оттуда начинается подъём вверх по долине реки Большой Мамай. Разгрузить машину во дворе и переодеться в тепле перед стартом можно на местных турбазах, но за отдельную плату — около 1000 рублей за всех. Иначе придётся приезжать на старт сразу в экипировке.

Для заброски груза можно договориться со снегоходчиками. Они же могут затянуть и людей на верёвке, если достаточно снега, но пройтись 8 км на лыжах с набором высоты 350 метров, любуясь меняющейся природой, даже приятно. 

Так как для многих Иркутск расположен в другом часовом поясе, можно использовать день прилёта, чтобы выспаться и акклиматизироваться. А заодно закупить продуктов в Иркутске на всё время пребывания. Позже это сделать будет уже негде. В зависимости от ваших рейсов, планов и договорённостей с трансфером дорогу до места можно разбить на два дня и ночевать не в Иркутске, а, например, в Байкальске на берегу озера, не доезжая до Мамая около 50 км. 

Мамай знаменит своим пухляком. Обилие снега на Мамае обусловлено влагой, которую ветер несёт с Байкала.

Когда можно ехать?

Сезон катания стартует рано — с начала-середины ноября. И это большой плюс — можно застать хороший пухляк до приезда основной массы катающихся на новогодние праздники. И хоть последний снег из кулуаров смоют только июньские дожди, заканчивается катание в конце апреля. Но это время в основном только местных райдеров. Остальные разъезжаются с окончанием снегопадов — в середине января.

Что есть из инфраструктуры?

В общем-то ничего — и это ещё одна прелесть Мамая. Райдеры живут в зимовьях (или «зимухах», как их называют местные) того или иного уровня комфорта. Хижины стали строить с 2005 года и пока останавливаться не собираются — с каждым годом их всё больше, общее число перевалило за отметку в полсотни. Кто-то строит для себя, кто-то с расчётом на туристов.

Везде дровяное отопление, вода из реки, а электричество по вечерам от генератора. Сотовая связь внизу не ловит — только на гребне и на вершинах. Словом, жизнь в условиях первозданной природы с разумным отрывом от цивилизации. Найдётся хижина и с Wi-Fi, но на Мамай едут не для того. Ресторанов нет — готовят все самостоятельно в домиках или приглашают с собой повара на всё время. Вечерние развлечения в хижине — это общение, настольные игры, разбор полётов, баня, хождение в гости. 

Как искать жильё?

Зимовья обычно вмещают компанию около 10 человек. На привычных сайтах бронирования их не найти — контакты передаются из уст в уста и распространяются по форумам.

Что с погодой и со снегом?

Мамай знаменит своим пухляком. Обилие снега на Мамае обусловлено влагой, которую ветер несёт с Байкала, — она обрушивается на горы снегопадом. Самый пик приходится на время с середины ноября до середины января — пока вода на Байкале ещё не скована льдом. После придут февральские морозы до –30 °С. Теплеть начинает со второй половины февраля, тогда же и световой день заметно прибавляет. С середины марта солнце уже настолько активно, что могут начать сходить мокрые лавины. В апреле это уже обычное явление.

«Уникальность Мамая в том, что на таких крутых склонах (30–40°) лежит так много снега, что катать можно уже в ноябре-декабре», — поясняет гид Андрей Головачёв. 

Мамай находится на северных отрогах хребта Хамар-Дабан, поэтому влияние солнца на снег минимально, тем более что в этих широтах с ноября по февраль оно не поднимается высоко. Благодаря этому снег остаётся сухим. Разве что внезапные оттепели в начале сезона могут создать корку на склонах с южной экспозицией.

Есть какие-то тонкости в выборе экипировки?

Андрей Головачёв советует выбирать фотохромную линзу для вашей маски, то есть маску-хамелеон, потому что на гребне и в начале спуска светит яркое солнце, а внизу ущелья — сумрак.

Какие особенности катания?

В зависимости от подготовки в день можно успевать сделать 2–4 спуска с перепадом по 200–300 метров или по 2–3 длинных спуска с перепадом 600–700 метров. Для этого придётся тропить и набирать высоту по 1000–1800 метров в день. Свою подъёмную тропу часто используют для нескольких спусков.

Рельеф разнообразный: от пологих полей до дропов и крутяков, от кулуаров до катания по редколесью. Мамай — хорошее место как для начала занятий ски-туром, так и для оттачивания мастерства.

«Самое интересное катание на Мамае будет у тех, кто умеет рано вставать и быстро и много ходить вверх. Конкуренция за снег в высокий сезон нешуточная, — замечает Андрей Головачёв. — Пологие поля раскатывают и лыжники, и снегоходчики. Чтобы найти целину, приходится лезть в кулуары». 

Мамай — хорошее место как для начала занятий ски-туром, так и для оттачивания мастерства.

А что с безопасностью на Мамае?

Обычно про Мамай говорят, что он спокойный в плане лавинной безопасности. Хоть в целом снег достаточно стабильный, найти опасные места не составит труда. Печальная статистика аварий и несчастных случаев существует и для этого региона. Нужно уметь выбирать маршрут, иметь полный комплект лавинного снаряжения и регулярно с ним тренироваться. 

«Нельзя забывать, что это «взрослый» район, и без лавинной подготовки можно найти ненужные приключения, что регулярно, увы, случается с неподготовленными райдерами», — предупреждает Андрей Головачёв. 

Хоть какая-то ложка дёгтя?

Уговорили, есть одна: снегоходчики. Их много, особенно по выходным. Они безжалостно раскатывают склоны, оставляют после себя траншеи глубиной в метр. Существует договорённость, что они катаются «выше кунга» (это пассажирский кузов грузовика ЗИЛ, с появления которого в 1999 году началась непалаточная жизнь на Мамае), но не все соблюдают этот кодекс, да и надрывный визг двигателей разносится далеко. А ещё, несмотря на попытки разойтись по разным каналам связи рации, снегоходчики выходят на «ски-турный» и забивают эфир. Их меньше в начале сезона, когда снега недостаточно, чтобы заехать с самого низа долины, и пока он слишком пухлый. 

Существуют планы по строительству горнолыжной базы в низу ущелья, что обеспечит приток не только катающихся, но и гуляющих. Это не единственное ущелье, где можно кататься, есть и соседние, пока ещё не обустроенные зимовьями. Видимо, этот процесс не за горами.

Можно ли катать самому или нужны гиды?

Зависит от вашей подготовки и слаженности группы. Если вы опытный ски-турщик, готовы сами собрать компанию на домик, организовать всю поездку и выбирать линии, то вперёд. Но порой проще примкнуть к группе с гидом, который возьмёт на себя все вопросы и познакомит с зонами катания, попутно обучая вас.

25 ноября 2022 г.
no items