Ozon logo

Поиск по статьям

Как правильно хвалить ребёнка: советы психолога

Составили инструкцию: как правильно хвалить ребёнка, чего делать не стоит и чем это может обернуться.

Алёна Королёва Поговорила с психологом о том, как правильно хвалить ребёнка.
15 сентября 2022 г.

Когда ребёнок растёт и начинает делать первые шаги, говорить первые слова и завязывать шнурки, родители с умилением хвалят его. Считается, что, пока ребёнок совсем маленький и только пробует всё впервые, важно хвалить его даже за доеденный самостоятельно суп. Но количество поощрения со стороны родителей резко падает, когда ребёнок начинает ходить на развивающие занятия, в кружки и в школу. Разбираемся с психологом, как правильно хвалить ребёнка и можно ли его «перехвалить».

Зачем это нужно

Человек эволюционно не запрограммирован видеть хорошее, он включает внимание, когда есть какой-либо раздражитель: громкие звуки, невыполненные поручения, несделанная домашняя работа или неубранная комната. Когда тихо, чисто и спокойно, мозгу вроде бы не на что реагировать. Поэтому родители с лёгкостью обращают внимание на несовершенства и забывают хвалить своих детей. Однако похвала очень важна. Она создаёт доверительные отношения в семье. 

Ребёнок получает позитивный отклик на свои действия или поведение от значимых для него взрослых и понимает, что его любят и принимают. Похвала формирует веру в себя. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он будет знать, что с ним всё в порядке, а если что-то не получается — ничего страшного в этом нет.
Кроме того, похвала очень помогает в формировании поведения ребёнка. 

Особая похвала: что это?

Существует два вида похвалы.

1. Первый вид можно обозначить как «обычный». Это то, что, как правило, время от времени практикуют все родители. Ребёнок сделал что-то хорошо — получил обычную похвалу. Дети такое любят. Обычная похвала помогает отношениям родителей и детей.

2. Второй, «особый», вид похвалы. Такая похвала полезна, когда вы хотите привить ребёнку новое поведение. Например, вовремя делать домашние задания, более внимательно слушать или выполнять какие-то поручения. 

 Детский психолог Анна Ломакин отмечает, что особая похвала не требует никаких специальных навыков, но помогает увидеть перемены уже через несколько дней. 

Для начала психолог советует выбрать поведение, которое вы хотите привить ребёнку. Дожидайтесь моментов, когда он ведёт себя желательным образом, и хвалите.

У особой похвалы есть три важных элемента.

1. Хвалите восторженно и вдохновенно, с улыбкой. Используйте жестикуляцию («Как здорово!»), яркие эмоции на лице и особый тон. (Это отлично работает именно с детьми, но хуже — с подростками, к ним нужен отдельный подход.) 

2. Обозначьте конкретно предмет похвалы. То поведение, которое вы хотите привить: «Как здорово! Ты собрал игрушки именно так, как я просила».

3. Невербалика. Прикоснитесь к плечу, попросите «дать пять», взъерошьте ребёнку волосы, обнимите, поцелуйте, любое комфортное действие невербального характера.

Когда применяете этот метод дома, сперва сосредоточьтесь на одном или двух видах поведения, чтобы вы смогли практиковать похвалу часто и последовательно.

Хвалить сразу: правила эффективности 

Анна Ломакин отмечает, что есть пара способов придать большую эффективность похвале: 

— Во-первых, похвала должна сразу следовать за поведением. Не стоит говорить за ужином: «Сын, ты так здорово собрался в школу этим утром». Это слишком отдалённо, если вы хотите сформировать конкретное поведение. Хвалите непосредственно после быстрых сборов в школу.Во-вторых, следует хвалить за мелкие фрагменты желаемого поведения. Вы можете хотеть, чтобы ребёнок делал домашние задания по часу каждый день, но для начала хвалите за каждые 5-10-15 минут. 

«Тормозные вагоны»: чего не надо делать

Анна Ломакин советует не использовать бессодержательную похвалу вроде «Здорово. Чудесно. Отлично поработал!», если ваша цель — привить ребёнку желательное поведение. Это обычная похвала (что само по себе здорово, но всё же не является методом воздействия).

Также не стоит давать похвалу с посылом «Ты очень хороший мальчик, потому что следовал такому-то поведению». Важно, чтобы ребёнок понимал: он хороший мальчик всегда и без условий.

Во время похвалы не фокусируйтесь на себе: «Ты делаешь маме и папе приятно, когда делаешь вот это». Это сомнительная мотивация.

И самое важное, чего нельзя делать при похвале, — это применять фразы, которые называются «тормозными вагонами».


- Представьте поезд с множеством вагонов, последний из которых называется «тормозным». В похвале «тормозным вагоном» является дополнение, которое подрывает всё остальное, — объясняет психолог. — То есть вы можете озвучить идеальную похвалу: «Здорово! Ты убрал свои игрушки, как я и просила. Отличная работа». Хлопок по плечу. И тут «тормозной вагон»: «Почему ты не можешь быть таким всегда?»
Такие «тормозные вагоны» подрывают любую мотивацию и уничтожают эффект от похвалы.

Как домашние ссоры влияют на ребёнка в раннем возрасте
Как домашние ссоры влияют на ребёнка в раннем возрасте
Дети, которые становятся свидетелями выяснений отношений между родителями, часто подвержены более высокому риску возникновения психологических и поведенческих проблем.
Читать

Щит для родителей

Иногда похвала становится для родителя щитом, которым он прикрывается от эмоций ребёнка. Родитель боится столкнуться с его эмоциями, с расстройством и разочарованием, если у него что-то не получается. 

— Например, у ребёнка не получается завязать шнурки, и он злится. В этот момент засыпать его похвалой и хлопать в ладоши будет странно. Важно, чтобы послание было корректным: «Я вижу, что ты злишься. Да, у тебя в этот раз не получилось, но в этом нет ничего страшного. Я понимаю твоё раздражение. Я с тобой, — отмечает Анна Ломакин. — Такое поведение формирует адекватную самооценку, привязанную к реальности. Хвалить надо по делу, когда у ребёнка действительно получилось.

 Как работает похвала

Никакой магии в особой похвале нет. Ключевой аспект — то, что ребёнок практикует желательное вам поведение.

— Мы строим привычки ребёнка. Чтобы это сделать, требуется повторение желательного поведения. Особая похвала повышает вероятность повторения ребёнком поведения (ведь он мотивирован — ему хочется из раза в раз получать похвалу за свои действия), — говорит специалист, — Появляется больше практики. Повторение практики меняет структуру мозга. Так мы закрепляем поведение ребёнка.

 Итак, вот 3 основных ингредиента правильной похвалы:

1. Восторженный тон.

2. Конкретные высказывания.

3. Невербальная похвала.

Можно ли «перехвалить» ребёнка?

Анна Ломакин отмечает, что важно различать посыл, который содержится в похвале. Если родители хвалят ребёнка из чувства любви, заботы и желания подарить ему чувство безопасности — это прекрасно, и много такой похвалы не бывает. Избаловать этим нельзя.

Но не стоит забывать и о формировании у ребёнка так называемого внутреннего фокуса.

— Вы же не хотите, чтобы ребёнок действовал только из соображений получить похвалу. Надо, чтобы он опирался и на внутренние ощущения. Это можно развить. Например, ребёнок приходит к вам с рисунком, чтобы показать. Не стоит дежурно хвалить его заученными фразами. Лучше сказать, что он отлично всё нарисовал и особенно вам нравится его синяя корова. И здесь хорошо бы спросить, а что ему больше всего нравится в своём рисунке. Или пусть расскажет о персонажах, которых нарисовал. В этом обсуждении больше ценности, чем в проходной похвале.
И помните: любая похвала должна быть тёплым эмоциональным взаимодействием, а не подкрепляться чем-то материальным. 

15 сентября 2022 г.
no items