Ozon logo

Поиск по статьям

Ребенок читает книгу

Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно

Мама двоих детей рассказывает, как пережить новый учебный год и домашние задания для школьников

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
10 марта 2021 г.

Хотите ещё раз пройти школьную программу? Решать неравенства методом интервалов? Разложить квадратичный трёхчлен на множители? Тогда учите детей делать уроки самостоятельно. Приучайте их нести ответственность за свои поступки и выполнять задания без вашей помощи. А наши советы пригодятся в этом нелёгком и трудоёмком деле.

Совет 1: формируйте положительное отношение к учёбе

Идеальный сценарий — это когда ребёнок воспринимает учёбу как возможность, перспективу узнать что-то новое, получить знания, которые пригодятся прежде всего ему самому, а не как пытку или наказание. Вот только как этого добиться? Возможно, небольшой экскурс в прошлое поможет ему расставить приоритеты. Прочитайте вместе повести и рассказы на эту тему: "Уроки французского" В. Распутина или "Филипок" Л. Толстого.

Расскажите, что ещё недавно образование было доступно лишь избранным, а простые люди даже мечтать о нём не могли. Современным детям повезло куда больше, правда, не все из них об этом догадываются. Сегодня каждый может прийти в школу за знаниями и использовать их в дальнейшем. Но для этого нужно трудиться.

Совет 2: поддерживайте мотивацию к познанию

Радость познания — естественная потребность человека. С ней он приходит в этот мир. Вспомните, насколько любознательны и бесстрашны малыши. Нередко взрослые, сами того не подозревая, искореняют эту потребность. "Нет", "Опасно" — вот, что слышит малыш в ответ на попытки исследовать содержимое папиного ящика для инструментов. Это, конечно, не значит, что родители должны оставаться в стороне, пока юный исследователь жонглирует отвёртками. Однако обеспечить познавательную среду, в которой ребёнок не сможет нанести себе вред, но при этом не будет ограничен в действиях, — это возможно.

Крайне важно с самого раннего возраста поощрять естественное стремление к познанию. Не лениться и добросовестно отвечать на сто тысяч "Почему?", учить пользоваться словарями и энциклопедиями, посещать музеи и выставки. И тогда есть шанс, что ребёнок научится испытывать радость и удовлетворение в связи с тем, что узнал что-то новое, смог сделать то, что раньше было не по силам. В идеале именно это и должно быть движущей силой и мотивацией к учёбе, а не стремление порадовать родителей или не подвести учителя.

Совет 3: прививайте ответственность и самостоятельность

Учите школьника быть самостоятельным во всём. Не делайте за него его работу: не читайте домашние задания, не объясняйте, что от него требуется, не собирайте его рюкзак. Помните, что в школу пришёл учиться ваш ребёнок, а не вы. Пусть он учится нести ответственность за свои действия, набивать шишки, преодолевать трудности, совершать ошибки и исправлять их. Умейте отпустить своего школьника, верьте в него, и тогда он сам сможет поверить в себя.

Совет 4: соблюдайте режим дня

Чтобы ребёнку было проще сориентироваться в круговороте дня, старайтесь придерживаться определённого режима. Чтобы он знал, что за чем идёт и чего ждать: сон, завтрак, школьные занятия, обед, прогулка, уроки, игры, ужин. Тут на помощь родителям придут готовые карточки на тему распорядка дня школьника (их полезно развесить где-нибудь на видном месте), стенд или специальная доска для записей.

Выделите определённое время для выполнения домашнего задания. Лучше, если это будет практически сразу после школы, после небольшого отдыха или прогулки. Пока у школьника ещё остались силы позаниматься, но он ещё не успел перевозбудиться от игр или просмотра мультфильмов. По возможности не откладывайте выполнение домашнего задания на вечер.

Для некоторых детей, возможно, стоит организовать домашние уроки наподобие школьных. С перерывами, звонками (пригодятся и будильники, и песочные часы). Договоритесь с ребёнком, сколько по времени будет длится урок, а сколько перемена. Объясните, что во время урока он занимается только уроком: никаких игр, мультфильмов, перекусов. Зато на перемене — полная свобода действий: побегать, попрыгать, книжку почитать, маму обнять. Возможно, такой способ поможет ему меньше отвлекаться на посторонние предметы и сосредоточиться на деле. И не забывайте соблюдать баланс во всём: у ребёнка должно оставаться время и на игры, и на прогулки, и на любимые секции.

Совет 5: учите планированию

Учите школьника планировать своё время, определять, какие задачи необходимо выполнить и сколько времени для этого понадобится.

Первое время подсказывайте, что для этого нужно сделать: открыть дневник, прочитать домашнее задание, отсортировать его на сложные и простые, любимые и нелюбимые. Хорошо бы при этом составить план на специальной доске, в дневнике или плакате.

Начинать работу лучше с любимых и простых заданий. Так хоть есть шанс, что школьник войдёт во вкус. А вот если начать сразу со сложного, скорее всего, он быстро устанет и не дойдёт до финиша.

Разумеется, чтобы научиться организовывать свой день, планировать время, школьнику ещё нужно уметь в нём ориентироваться: определять время на часах, а также день, месяц и год на календаре. Уметь чувствовать и понимать время. Чем раньше он научится грамотно распоряжаться своим временем, тем больше у него его будет.

Совет 6: создайте благоприятный эмоциональный фон дома

Школьнику как никогда важна поддержка со стороны родителей, а также мир и спокойствие в семье. Он должен знать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от оценок в школе и похвалы учителей.

Ни в коем случае не ругайте своего школьника за неудачи и плохие отметки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А он ведь пришёл в школу учиться. В том числе и ошибаться, и исправлять свои ошибки. В этом случае доверительный и тактичный разговор будет куда полезнее критики.

Поддерживайте ребёнка. В случае неудачи лучше расспросите его, почему так получилось, и постарайтесь вместе найти пути решения из кризиса.

10 марта 2021 г.
no items