Ozon logo

Поиск по статьям

Приёмный ребёнок: первый месяц дома — к чему готовиться

Поговорили с приёмными мамами и психологом о том, чего ждать от первых месяцев адаптации.

Алёна Королёва Поговорила с приёмными родителями
12 апреля 2022 г.

Всем приёмным родителям хочется думать, что они спасут из мрачного учреждения ангелочка, который сразу станет называть их мамой и папой, не будет капризничать и болеть. Но так бывает нечасто. Путь до близких детско-родительских отношений может быть долгим, сложным и даже болезненным. Хотя если знать, чего ожидать, он может быть проще и приятнее. Мы поговорили с приёмными мамами и психологом о том, чего ждать от первых месяцев адаптации.

«Воровала и мяукала»

Усыновление ребёнка — это и радость, и довольно серьёзное испытание для всех участников этого процесса. Дарья Машнова 9 месяцев назад забрала из детского дома восьмилетнюю Виталину. По словам Дарьи, в такой ситуации невозможно подготовиться к тому, что вам предстоит. Было и много счастья, и много трудностей.

Первый месяц был лёгким и приятным, мы старались понравиться друг другу. Моя приёмная дочь тоже старалась: помогала, была очень покладистой. Вначале много положительных эмоций. Все трудности начались потом, — вспоминает приёмная мама. — Она много чего не знала, не умела и боялась. Боялась эскалатора и лифта, брала вещи в магазине и шла на выход, могла взять чужую вещь, не умела чистить зубы. Воровала, ела из помоек, попрошайничала. Могла 7 часов назло ходить громко мяукать.

Также надо понимать, что это ребёнок с детдомовскими привычками. Кто-то раскачивается перед сном, а наша дочь громко и долго сморкалась перед сном и закрывалась одеялом с головой. Видно было, что она очень беспокоится, когда речь заходит о еде. 

Ещё один важный аспект у некоторых приёмных детей — отсутствие привязанности. Дочери казалось, что теперь можно выбрать любую новую маму. Договаривалась с моими подругами, могла начать гладить и обнимать посторонних людей в лифте.

Были смешные случаи. Например, она подходила к малознакомому мужчине и говорила: «Будь моим папой», а он на меня так странно посмотрел, будто это я её научила. Ещё она рассказывала всем, что она из детского дома, подробно объясняла незнакомым свои диагнозы. В общем, вела себя как маленький дикарь. Но настоящие трудности начались с 3–4-го месяца дома.

Началась борьба за власть в доме.
Виталина резала мои вещи, бросалась на меня, громила дом, драла за волосы, орала, устраивала истерики, манипулировала, шантажировала, сбегала, угрожала, валялась на земле во дворе. Все запреты нарушала назло: воровала, ела из помоек, попрошайничала. Могла 7 часов назло ходить громко мяукать или орать, не давала спать. Все были в шоке, особенно мой кровный сын. 

Мы пережили ужасные времена. Это длилось примерно полгода.

«Не нужно чрезмерно опекать таких детей или трястись над ними»

Приёмному сыну Екатерины Великой было почти 4 года, когда она забрала его домой. Женщина жила одна и увидела по телевизору сюжет о том, что дети в детдомах ждут своих приёмных родителей. Она решила посмотреть на этих детей лично, потом стала искать девочку до 5 лет, а затем посмотрела и мальчиков. Так Екатерина увидела Женю. Она сразу поняла, что это её сын, и стала узнавать, как его забрать. 

По мнению Кати, важно заранее подготовиться к появлению ребёнка в доме, но не стоит относиться к приёмным детям как-то иначе, чем к родным.

Все, кто решил взять в свою семью приёмного ребёнка, должны понимать, что той жизни, которая у них была до сих пор, больше не будет. Всё будет иначе, — предупреждает она. — До того как ребёнок появится в доме, важно выделить для него его личное место. Надо купить кроватку, комод или шкаф для его вещей, выделить игровую зону.

Если ребёнку 5 и более лет, все повседневные вещи, которые ему понадобятся (одежду, средства гигиены, полотенца, посуду), лучше покупать вместе с ребёнком, это сближает. Если ребёнок совсем маленький, всё это надо закупить заранее.

Дети очень разные. Поэтому с психологической точки зрения ко всем нужен свой подход, надо действовать по обстановке. Если это маленький ребёнок, он сначала может протестовать, капризничать, пакостить и делать что-то вам назло. Это делается для того, чтобы вы обращали на него больше внимания. Если это ребёнок постарше, который понимает, кто вы и почему он у вас, ситуация может быть противоположной: он будет стараться угодить вам, быть хорошим. Часто суть таких детей проявляется позже, когда они уже привыкают к приёмным родителям. 

Первые полгода у маленьких детей постоянно меняется настроение. Это очень сложно выносить психологически. 

Я столкнулась с мнением, что, если люди взяли себе приёмного ребёнка, то для него нужен какой-то особый подход, отличающийся от отношения к родным детям. Первое время — да. Это большие перемены и стресс для всех участников процесса. Только когда контакт налажен (это происходит примерно через полгода), с ним стоит обращаться ровно так же, как с родным. 

Не нужно чрезмерно опекать таких детей или трястись над ними. Делать ошибки, позволять ребёнку падать, познавать этот мир — это нормально. 

Желательно чаще ребёнку давать понять, что вы его любите, что вы не разлюбите его и не вернёте в детский дом, даже если он будет вести себя плохо. Им это очень нужно.

«Ребёнку намного сложнее, чем взрослому»

Анастасия Файбышева, мама Алёны, тоже утверждает, что жизнь после появления в доме приёмного ребёнка больше никогда не будет прежней. Алёне было 9 месяцев. В семье Анастасии она уже два года.

Возможно, тяжёлая адаптация накроет с первых минут или первых дней. Но надо помнить, что ребёнку намного сложнее, чем взрослому, — отмечает женщина. — Хотя может казаться, что маленький ребёнок ничего не понимает, новое место, новая семья, новые обстоятельства — это огромный стресс для него, и ему нужно время, чтобы привыкнуть к этому всему. Возможно, будет трудно, но всё это проходит со временем.
Лично мы избежали серьёзных проблем — она была совсем маленькая. Сейчас это прямо наш ребёнок.

Зачем нужны школы приёмных родителей

Психолог и почётный работник общего образования РФ Светлана Иванова считает, что огромную роль в психологическом настрое семьи к усыновлению ребёнка играет специальная подготовка.

Сейчас в России все кандидаты в приёмные родители должны пройти соответствующее обучение. В каждом регионе создаются школы приёмных родителей для тех, кто собирается взять малыша в семью. Это обязательный процесс, который закреплён законодательно. 

Отделы охраны детства, как правило, оказывают юридическую, организационную, психологическую помощь в вопросах подготовки документов и поисках ребёнка. После обучения в этих школах приёмные родители будут точно понимать, на что они соглашаются.

По словам Светланы, процесс моральной подготовки будущих родителей к появлению приёмного ребёнка будет отличаться в зависимости от возраста ребёнка.

Если ребёнок новорождённый, то чаще всего возникают проблемы именно с вопросами ухода за ребёнком, организации кормления. Ведь часто в таком случае исключаются ситуации грудного вскармливания, надо подготовиться к искусственному кормлению, — говорит Светлана Иванова. — И эти вопросы необходимо заранее обсудить со специалистами: с педиатрами, со специалистами по грудному вскармливанию.

Кроме того, женщина бывает просто не готова к трудностям ухода за малышом: бессонным ночам, кормлению, купанию, прогулкам и т. д. В этом случае женщине, которая впервые становится матерью, надо обсудить эти моменты с подругами и родственниками, у которых уже есть маленькие дети. 

Я сталкивалась в консультировании с женщинами, которые честно признавались, что, несмотря на то, что готовились к усыновлению и хотели именно маленького ребёнка, после его появления в семье испытывали стресс и депрессию от навалившихся сложностей.
Независимо от возраста ребёнка родителям придётся настроиться на то, что в их доме будет, по сути, чужой (не родственник по крови) человек. Это не всегда легко сделать.

В случае усыновления ребёнка более взрослого неизбежны возрастные кризисы, особенности переходных периодов.

«Поначалу ребёнок будет испытывать родителей»

Также важно, откуда ребёнок появится в семье: из детского дома, сразу из родного дома, из больницы и т. д. Эти моменты очень сильно влияют на поведение, особенно в первое время. 

Возможно, ребёнок жил в детском доме и ждал, когда его усыновят, — объясняет специалист. — Либо он находился в семье его кровных родителей, но они вели разгульный образ жизни, и ребёнок привык к недетским условиям жизни. Всё это усыновители должны уточнить заранее, чтобы понимать, к какому поведению ребёнка они должны быть готовы. 

Если в семье уже есть ребёнок, надо будет выстроить отношения и взаимодействие между детьми. Иногда даже при условии, что кровный ребёнок был готов к таким переменам в семье, позже он просто отказывается принимать другого ребёнка. Именно от взрослых зависит, как они смогут выстроить отношения в семье. 

Приёмные дети сложнее сходятся с людьми. Особенно если это уже более взрослые ребята. Социальная адаптация у них имеет множество особенностей. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, неадекватно, приёмные родители могут и должны пресекать подобное поведение в воспитательных целях.

Сложности, с которыми они столкнутся в первые недели, месяцы нахождения ребёнка в своей семье, со временем сгладятся. В итоге ребёнок привыкнет и адаптируется в новой семье.

Возможно, поначалу ребёнок будет родителей испытывать, проверять, не доверять, обманывать, особенно если он уже ранее имел неудачный опыт усыновления и возвращения обратно в детский дом. Однако практика показывает, что количество отказов от усыновлённых детей после введения обязательного обучения приёмных родителей в России сократилось.
Если ребёнок почувствует, что приёмные родители его принимают, любят, он научится им доверять и сможет полюбить их. Усыновлённые дети могут стать родными.

Что делать, чтобы усыновлённому ребёнку было комфортно в новой семье

Психолог Светлана Иванова не советует с первых же дней стараться завалить его максимальным количеством игрушек, он просто может быть к этому не готов.

Первые дни нахождения ребёнка в семье должны быть максимально тихими и комфортными, без шумных гостей, активных и дальних поездок. Приёмные родители могут уточнить предпочтения ребёнка в еде, в одежде, в особенностях сна, режима и создать условия, приближенные к тем, в которых он жил до этого.

Не надо пытаться сразу обучать ребёнка, давать ему познавательные и развивающие игры. Важно уделить максимум внимания эмоциональному общению: чаще проводить вместе время, разговаривать, чаще смотреть ему в глаза. При возможности включать телесный контакт: обнимать, поглаживать, но только при условии, если ребёнок готов.


12 апреля 2022 г.
no items