Поговорили с приёмными мамами и психологом о том, чего ждать от первых месяцев адаптации.
Всем приёмным родителям хочется думать, что они спасут из мрачного учреждения ангелочка, который сразу станет называть их мамой и папой, не будет капризничать и болеть. Но так бывает нечасто. Путь до близких детско-родительских отношений может быть долгим, сложным и даже болезненным. Хотя если знать, чего ожидать, он может быть проще и приятнее. Мы поговорили с приёмными мамами и психологом о том, чего ждать от первых месяцев адаптации.
Усыновление ребёнка — это и радость, и довольно серьёзное испытание для всех участников этого процесса. Дарья Машнова 9 месяцев назад забрала из детского дома восьмилетнюю Виталину. По словам Дарьи, в такой ситуации невозможно подготовиться к тому, что вам предстоит. Было и много счастья, и много трудностей.
Первый месяц был лёгким и приятным, мы старались понравиться друг другу. Моя приёмная дочь тоже старалась: помогала, была очень покладистой. Вначале много положительных эмоций. Все трудности начались потом, — вспоминает приёмная мама. — Она много чего не знала, не умела и боялась. Боялась эскалатора и лифта, брала вещи в магазине и шла на выход, могла взять чужую вещь, не умела чистить зубы. Воровала, ела из помоек, попрошайничала. Могла 7 часов назло ходить громко мяукать.
Также надо понимать, что это ребёнок с детдомовскими привычками. Кто-то раскачивается перед сном, а наша дочь громко и долго сморкалась перед сном и закрывалась одеялом с головой. Видно было, что она очень беспокоится, когда речь заходит о еде.Ещё один важный аспект у некоторых приёмных детей — отсутствие привязанности. Дочери казалось, что теперь можно выбрать любую новую маму. Договаривалась с моими подругами, могла начать гладить и обнимать посторонних людей в лифте.
Были смешные случаи. Например, она подходила к малознакомому мужчине и говорила: «Будь моим папой», а он на меня так странно посмотрел, будто это я её научила. Ещё она рассказывала всем, что она из детского дома, подробно объясняла незнакомым свои диагнозы. В общем, вела себя как маленький дикарь. Но настоящие трудности начались с 3–4-го месяца дома.
Началась борьба за власть в доме. Виталина резала мои вещи, бросалась на меня, громила дом, драла за волосы, орала, устраивала истерики, манипулировала, шантажировала, сбегала, угрожала, валялась на земле во дворе. Все запреты нарушала назло: воровала, ела из помоек, попрошайничала. Могла 7 часов назло ходить громко мяукать или орать, не давала спать. Все были в шоке, особенно мой кровный сын.Мы пережили ужасные времена. Это длилось примерно полгода.
«Не нужно чрезмерно опекать таких детей или трястись над ними»
Приёмному сыну Екатерины Великой было почти 4 года, когда она забрала его домой. Женщина жила одна и увидела по телевизору сюжет о том, что дети в детдомах ждут своих приёмных родителей. Она решила посмотреть на этих детей лично, потом стала искать девочку до 5 лет, а затем посмотрела и мальчиков. Так Екатерина увидела Женю. Она сразу поняла, что это её сын, и стала узнавать, как его забрать.
По мнению Кати, важно заранее подготовиться к появлению ребёнка в доме, но не стоит относиться к приёмным детям как-то иначе, чем к родным.
Все, кто решил взять в свою семью приёмного ребёнка, должны понимать, что той жизни, которая у них была до сих пор, больше не будет. Всё будет иначе, — предупреждает она. — До того как ребёнок появится в доме, важно выделить для него его личное место. Надо купить кроватку, комод или шкаф для его вещей, выделить игровую зону.
Если ребёнку 5 и более лет, все повседневные вещи, которые ему понадобятся (одежду, средства гигиены, полотенца, посуду), лучше покупать вместе с ребёнком, это сближает. Если ребёнок совсем маленький, всё это надо закупить заранее.
Дети очень разные. Поэтому с психологической точки зрения ко всем нужен свой подход, надо действовать по обстановке. Если это маленький ребёнок, он сначала может протестовать, капризничать, пакостить и делать что-то вам назло. Это делается для того, чтобы вы обращали на него больше внимания. Если это ребёнок постарше, который понимает, кто вы и почему он у вас, ситуация может быть противоположной: он будет стараться угодить вам, быть хорошим. Часто суть таких детей проявляется позже, когда они уже привыкают к приёмным родителям.
Первые полгода у маленьких детей постоянно меняется настроение. Это очень сложно выносить психологически.
Я столкнулась с мнением, что, если люди взяли себе приёмного ребёнка, то для него нужен какой-то особый подход, отличающийся от отношения к родным детям. Первое время — да. Это большие перемены и стресс для всех участников процесса. Только когда контакт налажен (это происходит примерно через полгода), с ним стоит обращаться ровно так же, как с родным.
Не нужно чрезмерно опекать таких детей или трястись над ними. Делать ошибки, позволять ребёнку падать, познавать этот мир — это нормально.
Желательно чаще ребёнку давать понять, что вы его любите, что вы не разлюбите его и не вернёте в детский дом, даже если он будет вести себя плохо. Им это очень нужно.
Анастасия Файбышева, мама Алёны, тоже утверждает, что жизнь после появления в доме приёмного ребёнка больше никогда не будет прежней. Алёне было 9 месяцев. В семье Анастасии она уже два года.
Возможно, тяжёлая адаптация накроет с первых минут или первых дней. Но надо помнить, что ребёнку намного сложнее, чем взрослому, — отмечает женщина. — Хотя может казаться, что маленький ребёнок ничего не понимает, новое место, новая семья, новые обстоятельства — это огромный стресс для него, и ему нужно время, чтобы привыкнуть к этому всему. Возможно, будет трудно, но всё это проходит со временем.
Лично мы избежали серьёзных проблем — она была совсем маленькая. Сейчас это прямо наш ребёнок.
Психолог и почётный работник общего образования РФ Светлана Иванова считает, что огромную роль в психологическом настрое семьи к усыновлению ребёнка играет специальная подготовка.
Сейчас в России все кандидаты в приёмные родители должны пройти соответствующее обучение. В каждом регионе создаются школы приёмных родителей для тех, кто собирается взять малыша в семью. Это обязательный процесс, который закреплён законодательно.
Отделы охраны детства, как правило, оказывают юридическую, организационную, психологическую помощь в вопросах подготовки документов и поисках ребёнка. После обучения в этих школах приёмные родители будут точно понимать, на что они соглашаются.
По словам Светланы, процесс моральной подготовки будущих родителей к появлению приёмного ребёнка будет отличаться в зависимости от возраста ребёнка.
Если ребёнок новорождённый, то чаще всего возникают проблемы именно с вопросами ухода за ребёнком, организации кормления. Ведь часто в таком случае исключаются ситуации грудного вскармливания, надо подготовиться к искусственному кормлению, — говорит Светлана Иванова. — И эти вопросы необходимо заранее обсудить со специалистами: с педиатрами, со специалистами по грудному вскармливанию.
Кроме того, женщина бывает просто не готова к трудностям ухода за малышом: бессонным ночам, кормлению, купанию, прогулкам и т. д. В этом случае женщине, которая впервые становится матерью, надо обсудить эти моменты с подругами и родственниками, у которых уже есть маленькие дети.Я сталкивалась в консультировании с женщинами, которые честно признавались, что, несмотря на то, что готовились к усыновлению и хотели именно маленького ребёнка, после его появления в семье испытывали стресс и депрессию от навалившихся сложностей.
Независимо от возраста ребёнка родителям придётся настроиться на то, что в их доме будет, по сути, чужой (не родственник по крови) человек. Это не всегда легко сделать.В случае усыновления ребёнка более взрослого неизбежны возрастные кризисы, особенности переходных периодов.
Также важно, откуда ребёнок появится в семье: из детского дома, сразу из родного дома, из больницы и т. д. Эти моменты очень сильно влияют на поведение, особенно в первое время.
Возможно, ребёнок жил в детском доме и ждал, когда его усыновят, — объясняет специалист. — Либо он находился в семье его кровных родителей, но они вели разгульный образ жизни, и ребёнок привык к недетским условиям жизни. Всё это усыновители должны уточнить заранее, чтобы понимать, к какому поведению ребёнка они должны быть готовы.
Если в семье уже есть ребёнок, надо будет выстроить отношения и взаимодействие между детьми. Иногда даже при условии, что кровный ребёнок был готов к таким переменам в семье, позже он просто отказывается принимать другого ребёнка. Именно от взрослых зависит, как они смогут выстроить отношения в семье.
Приёмные дети сложнее сходятся с людьми. Особенно если это уже более взрослые ребята. Социальная адаптация у них имеет множество особенностей. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, неадекватно, приёмные родители могут и должны пресекать подобное поведение в воспитательных целях.
Сложности, с которыми они столкнутся в первые недели, месяцы нахождения ребёнка в своей семье, со временем сгладятся. В итоге ребёнок привыкнет и адаптируется в новой семье.
Возможно, поначалу ребёнок будет родителей испытывать, проверять, не доверять, обманывать, особенно если он уже ранее имел неудачный опыт усыновления и возвращения обратно в детский дом. Однако практика показывает, что количество отказов от усыновлённых детей после введения обязательного обучения приёмных родителей в России сократилось.
Если ребёнок почувствует, что приёмные родители его принимают, любят, он научится им доверять и сможет полюбить их. Усыновлённые дети могут стать родными.
Психолог Светлана Иванова не советует с первых же дней стараться завалить его максимальным количеством игрушек, он просто может быть к этому не готов.
Первые дни нахождения ребёнка в семье должны быть максимально тихими и комфортными, без шумных гостей, активных и дальних поездок. Приёмные родители могут уточнить предпочтения ребёнка в еде, в одежде, в особенностях сна, режима и создать условия, приближенные к тем, в которых он жил до этого.
Не надо пытаться сразу обучать ребёнка, давать ему познавательные и развивающие игры. Важно уделить максимум внимания эмоциональному общению: чаще проводить вместе время, разговаривать, чаще смотреть ему в глаза. При возможности включать телесный контакт: обнимать, поглаживать, но только при условии, если ребёнок готов.