Ozon logo

Поиск по статьям

Палетка теней

Тесты косметики на животных: разрешить нельзя запретить

24 апреля — День защиты лабораторных животных. Но интересует ли это тех, кто покупает в магазине очередную баночку крема или дезодорант?

Арина Жукова Копирайтер, автор текстов про дом и отдых
7 сентября 2021 г.

Большинство людей не представляет, сколько проверок проходит косметика, прежде чем попадёт к потребителю. А где посмотреть заветную печать «Not tested on animals», так и вовсе непонятно. Рассказываем, как тестируют косметику на животных, что такое этичная косметика и что обозначают маркировки на упаковке любимого крема.

Имеют ли животные права?

Когда дело касается этики, вопросов всегда больше, чем ответов. А если речь идёт о здоровье человека, то его совесть скромно замолкает и прячется в дальний уголок подсознания. Затронем щекотливую тему тестирования косметики на животных и ответим на часто задаваемые вопросы тех, кто не понимает, почему такой ажиотаж регулярно поднимается из-за крыс, мышей и лягушек.

Олег Михеев, представитель партии «Справедливая Россия»: «Ежегодно порядка 100 млн подопытных животных умирает. При этом до 75% тестов можно заменить проведением экспериментов с клеточными культурами, и это как раз в большей степени касается косметических средств, а также бытовой химии».

Зачем косметику тестируют на животных

Кто придумал вивисекцию (вскрытие животного ради изучения анатомического строения), неизвестно. Хотя в XII–XVIII веках мало кто задумывался, что братья наши меньшие, как и люди, испытывают боль, страх, ужас, когда их вскрывают живыми.

Считается, что первый тест (именно тест, а не вскрытие) был проведён испанским врачом Ибн Зухром в XII веке. Целью была проверка безопасности лекарств и новых хирургических методов лечения, чтобы не навредить человеку.

Тестирования стали проводить массово в конце XIX века. В это время бурно развивались медицина и экспериментальная биология.

В те времена 99% тестов над животными заканчивалось их гибелью, причём умирали они долго и мучительно. Такая жестокость долгое время была оправданна, потому что иных методов проверки безопасности лекарственных, а позднее и косметических, средств не существовало.

В 1937 году в Америке был создан «Эликсир сульфаниламид». Один из компонентов препарата был токсичен для человека, но производитель этого не знал. После выхода средства на рынок погибло много людей. В то время проверка безопасности лекарств на животных не была обязательной. Это и стало причиной выпуска на рынок токсичного препарата.

Человеческие смерти ускорили принятие Федерального закона, который обязывал производителей тестировать не только лекарства, но и еду, косметику, порошки, гели для мытья посуды и прочую бытовую химию. И только после этого выпускать их на рынок.

Какие животные участвуют в экспериментах

Человек приспособил для своих опытов много разных животных:

• лягушек режут будущие врачи;

• кроликов используют для тестирования косметики;

• крысы (у них 90% идентичных человеку генов) и мыши (у них 80% идентичных человеку генов) участвуют в токсикологических экспериментах;

• обезьяны, собаки и рыбы «помогают» учёным открывать новые лекарства.

Справедливости ради стоит отметить, что в экспериментах косметической промышленности принимают участие лишь 8% всех животных. 26% — в космических, медицинских, военных опытах. Львиная доля животных используется фармацевтической промышленностью — 65%.

Как тестируют косметику на животных

Больше всего не повезло крысам, мышам, кроликам и морским свинкам. На них проверяют химикаты, входящие в косметические средства:

• сбривают шерсть и втирают в кожу крем, гель, пенку и прочее — тесты на кожные аллергические реакции;

• закапывают в глаз испытываемое вещество — так проводится тест Драйза, участвуют в нём кролики, животное фиксируют на 21 день, в течение этого времени наблюдают, как вещество разъедает ткани, в итоге глаз погибает;

• принудительно кормят «отравой» — такие эксперименты могут длиться месяцами (тесты на пищевые реакции);

• заставляют дышать химикатами в высокой концентрации, что почти всегда приводит к гибели животного;

• принудительно скармливают огромную дозу химиката, чтобы определить смертельное количество (тест на «смертельную дозу»).

Все манипуляции выполняются без обезболивания. Нередко животное долго мучается, прежде чем умереть.

Какие есть законы в мире и РФ для запрета тестов над животными

Законы, направленные на гуманное отношение к животным и запрет опытов над ними, есть. Но в разных странах они различаются, да и исполняются по-разному. Великобритания показала всем пример, и ещё в 1876 году разработала Закон о запрете опытов над животными.

В XX веке появилась Европейская конвенция о защите позвоночных животных, которые используются в научных целях или для экспериментов (1986 г.).

В 1977 году в СССР был принят приказ Минздрава, который регламентировал опыты на животных. Он перестал действовать в июне 2020-го.

На территории европейских государств сегодня действует Директива 2010/63/EU, которая вступила в силу 22.09.2010. В РФ она не имеет силы.

В России в 2016 году были приняты Правила надлежащей лабораторной практики. Но они лишь частично затрагивают этические аспекты обращения с лабораторными животными.

В РФ в 2017 году подготовили законопроект с запретом на использование животных в лабораторных тестах, в том числе косметических, но он не был одобрен Роспотребнадзором, и не потому, что плох. Просто те, кто подготовил законопроект, не произвели расчёты, во сколько обойдётся переоборудование производств, насколько нужно увеличить штат сотрудников, чтобы они следили за исполнением нового закона. Ну а раз расчёта нет, то и документ «тормознули».

По информации ТАСС, более 40 стран запретили или сильно ограничили проведение тестирований косметических средств на животных. Среди них Израиль, Норвегия, Южная Корея, Индия, Турция, Швейцария, Тайвань, Великобритания, Новая Зеландия.

Альтернативные виды тестирования косметики

«Проведение тестов косметики на животных не даёт 100% гарантии, что средства абсолютно безопасны для человека», — утверждают зоозащитники. Наши организмы схожи, но не идентичны. Вот почему гипоаллергенные средства у некоторых людей вызывают аллергию, в единичных случаях приводя к отёку Квинке, а омолаживающие кремы нет-нет, да и дают противоположный результат.

Анна Шарова, основатель бренда ANNA SHAROVA, косметический химик-технолог: «Альтернативные методы тестирования в косметической промышленности — это испытания на токсичность с помощью культур подвижных клеток млекопитающих или при помощи люминесцентного бактериального теста. Подробности можно найти в ГОСТ 32893-2014 (токсичность определяется согласно пунктам 6 или 7)».

В XXI веке есть способы безопасного тестирования, которые обходятся гораздо дешевле экспериментов с животными:

• EpiDerm, или искусственная человеческая кожа, которая производится на основе настоящих человеческих тканей, — проведение токсикологических исследований с её использованием обойдётся в 850 $ против 1800 $, если придётся замучить кролика;

• цифровые алгоритмы — они умеют симулировать работу отдельных органов и целых систем.

Сейчас чаще всего используется 3 методики тестирования:

• in silico — компьютерное моделирование;

• in vitro — эксперименты проводятся с человеческими клетками и тканями в пробирке;

• фокус-группы с использованием волонтёров.

Существует ли этичная косметика или это бизнес-обман

«Понятие этичности расплывчато и неопределённо, — говорит Эрин Хилл, эксперт в области альтернативных методов тестирования косметики. — Кто-то смотрит лишь на метку на упаковке «cruelty free», другие же интересуются, каким путём были получены компоненты, входящие в косметический продукт. И даже если они были протестированы на животных, а сам крем, пенка, гель и прочее — нет, значок всё равно ставится. И это неприкрытый обман потребителя».

С Эрин Хилл солидарна Светлана Ильинская, президент центра правовой зоозащиты: «Этичной косметики не существует. Это мошенничество в чистом виде. Никто не допустит непроверенную косметику к выпуску, потому что она опасна для человека. Поэтому поступают иначе — тестируют каждый компонент, а вот средство, которое из них приготовлено, — нет».

Поддерживает Светлану Ильинскую её коллега, эксперт-консультант Александр Кулагин: «Человеческая жизнь — в приоритете перед любой другой. Так сказано в конституции. Отказаться от испытаний косметики на животных — значит подвергнуть человеческие жизни опасности. Никто этого делать не будет. А все значки, что продукт не тестировался на животных, — обычный бизнес-обман, нацеленный на привлечение покупателей».

Метка «cruelty free» на упаковке не означает, что при производстве косметического средства не использовались продукты животного происхождения. Расследование All Earthlings доказало, что на 89 средствах из 100, где одним из компонентов был сквален, стоит «cruelty free». Но сквален добывается из печени акул.

Маркировки натуральной и органической косметики

Знак с изображением кролика в круге и надписью «Not tested on animals» означает, что косметическое средство не тестируется на животных.

Под маркировкой «V» понимают веганскую косметику.

Есть и другие маркировки:

• ECOCERT — сертифицирующая организация из Франции, разработала стандарты для органической (95% компонентов имеют органическое происхождение, ≥10% выращены органическими методами) и натуральной косметики (50% компонентов имеют органическое происхождение, ≥5% выращены органическими методами).

• ICEA Eco Bio Cosmetic — маркировка Istituto per la Certificazione Etica ed Ambientale, ICEA, допускаются компоненты животного происхождения, большинство синтетических ингредиентов под запретом.

• BDIH — немецкий стандарт, который запрещает использование в косметике синтетических красителей, отдушек, продуктов нефтепереработки, силикона, минеральных масел, парафина.

• COSMEBIO — критерии схожи с ECOCERT, разработаны французской Ассоциацией натуральной, экологической и органической косметики. Маркировка трёхуровневая: Nat, Eco, Bio.

• NSF — американская система сертификации, из всех перечисленных выше самая строгая, но о ней мало кто в России знает.

• NaTrue — немецкая некоммерческая ассоциация, гарантирующая, что в продукции, которая помечена таким значком, нет синтетических ингредиентов.

• Leaping Bunny — международная организация по защите прав животных. Такой значок на коробочке гарантирует, что средство можно брать, — ни один кролик при его производстве не пострадал.

В 2010 году ECOCERT, ICEA Eco Bio Cosmetic, BDIH, Soil Association и COSMEBIO учредили стандарт COSMOS. Они решили, что отдельного логотипа для этого стандарта не будет — каждая организация будет использовать свою маркировку с соответствующей подписью: COSMOS natural или COSMOS organic. Из всех стандартов он самый строгий: 95% компонентов выращены методом органического земледелия и 20% должны быть продуктами органического земледелия.

Если вы нашли на коробочке с косметическим средством один из перечисленных выше значков, можете его смело покупать. Правда, неизвестно, насколько производитель честен, но это тема отдельного разговора.

Часто задаваемые вопросы

Отвечает Анна Шарова, основатель бренда ANNA SHAROVA, косметический химик-технолог.

Отказ от тестирования косметики на животных — тенденция или просто мода?

Осознанный выбор, я бы сказала. В рамках правового поля мы можем использовать тестирование косметики на животных при проведении испытаний на токсичность (токсикологию таким образом проверяем). А можем использовать альтернативные методы в пробирке.

Это выбор исключительно и только производителя. Хотите так, хотите эдак. Учитывая при этом, что права кролика на счастливую жизнь подвергаются огласке всё больше, могу предположить, что запрос на этичность будет расти всё активнее.

Нужно понимать, что это палка о двух концах. За примерами далеко ходить не нужно.

Не подошли патчи известного российского производителя девушке — поднялся такой хайп против этих патчей, не позавидуешь. Но есть, к примеру, испытания, in-vivo (на животных), которые свидетельствуют, что токсичными (равно как раздражающими и сенсибилизирующими) эти патчи быть не могут и не будут. В суде, если до него дойдёт, производителю уже будет легче. В случае in-vitro (в пробирке) он, конечно, также защищён, но вероятность успеха, как ни крути, меньше. И таких примеров с «не подошло» — тысячи.

Есть ли в России этичные бренды?

Конечно! Natura Siberica и Mi&Ko, например, удовлетворяют критериям этичности. Также и наш бренд ANNA SHAROVA. Мы испытываем косметику альтернативно и не используем в составе компоненты животного происхождения.

Тесты на животных не гарантия безопасности косметического продукта. И это неоднократно было доказано опытным путём. Зоозащитники верят и надеются, что когда-нибудь значок «cruelty free» действительно будет означать косметику, при производстве которой не пострадало ни одно животное. 

7 сентября 2021 г.
no items