Ozon logo

Поиск по статьям

Критическое мышление

Критическое мышление у ребёнка

Как и зачем его развивать — рассказал Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков.

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей
14 марта 2022 г.

В современном мире детям, как и взрослым, важно иметь развитое критическое мышление. Это способность анализировать информацию и отличать правду ото лжи. Как натренировать такой навык — рассказал Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков.

С одной стороны, сейчас огромное количество информации, и это плюс. С другой — много фейков, и это опасно.

Ещё 40 лет назад не было интернета, были лишь книги и печатные СМИ. Например, прежде чем выпустить справочник о здоровье, его рецензировали эксперты, с ним работали редакторы. Информация проходила некий фильтр на адекватность. Сейчас же любой человек, набрав большую аудиторию в соцсетях, может нести всё что угодно и доказывать, что чёрное — это белое, и наоборот. Например, блогеры без медицинского образования предлагают сомнительные методы лечения, которые часто не только бесполезны, но даже вредны. 

Детей нужно учить отличать реальные факты от лживых, чтобы у них складывалась максимально достоверная картина мира. Во-первых, это важно для успеха во взрослой жизни. Человек с развитым критическим мышлением умеет анализировать события и информацию, а значит, принимать решения взвешенно. Во-вторых, это обезопасит в будущем и здоровье, и финансы, потому что человек будет действовать, опираясь на факты, а не на эмоции.

В школе нет предмета «критическое мышление», поэтому вам стоит развивать его у ребёнка самостоятельно. Чем больше задачи приближены к реальности, тем лучше.

Упражнения для развития критического мышления в 6–9 лет

Учите ребёнка с начальных классов выделять признаки предметов, соотносить факты и делать объективные выводы. Лучше всего — в игровой форме. Вам может пригодиться моя книга-тренажёр для детей 6–9 лет «Как развить у ребёнка критическое мышление».

Правда или нет? Покажите ребёнку две картинки: обычную и с явным фотошопом (например, с радужными помидорами или летающим бегемотом). Предложите отличить правду от вымысла и попросите порассуждать, почему изображение с фотошопом — это фейк.

Аргументы за и против. Пусть ребёнок докажет или оспорит какое-нибудь суждение. Например: «В токийском зоопарке крокодила научили ездить на велосипеде». Попросите его выдвинуть все аргументы за и против. Здесь не так важно, правильно ли он ответит или нет. Важнее — как он рассуждает и какие доводы приводит.

Двусмысленные фразы. Напишите фразу, которую можно трактовать двояко, и предложите ребёнку указать оба возможных смысла. Например: «По дороге зайди в магазин и купи гвоздики».

При каких условиях утверждение ложно? Это важное упражнение учит обращать внимание на нюансы. Например, предложите ребёнку подумать, при каких условиях ложны утверждения «Самолёт быстрее машины» или «Дерево осенью сбрасывает листву». 

Упражнения для развития критического мышления в 10–14 лет

В старших классах важно прорабатывать когнитивные искажения, при которых мозг ошибочно воспринимает информацию. Этим пользуются маркетологи и мошенники. Например, почему в рекламе зубной пасты фигурирует человек в белом халате? Потому что у нас есть когнитивное искажение: человек в белом халате — это врач, а врачу мы больше доверяем. На самом деле белый халат ещё не означает, что это медик. Нужно уметь анализировать то, что мы видим. Упражнения для развития этого навыка я собрал в пособии «Критическое мышление. Книга-тренинг для подростков 10–16 лет». Издание будет полезно не только подросткам, но и многим взрослым — чтобы не поддаваться манипуляциям. 

Оспорить стереотип. Расскажите подростку любой стереотип. Например: «Если человек носит шапку-ушанку, значит, он русский» или «Мужчины не плачут». Предложите согласиться с ним или оспорить его, обосновав свою точку зрения.

Разгадать маркетинговый ход. Ситуация: риелтор перед показом квартиры на продажу просит хозяев испечь яблочный пирог, чтобы вкусно пахло пирогами и можно было угостить потенциальных покупателей. С какой целью он это делает?

Составить рейтинг. При выборе из нескольких вариантов надо оценивать все характеристики. Предложите подростку представить, что ему нужно выбрать рюкзак или ноутбук. Пусть он составит список критериев (например, цена, качество, внешний вид и т. п.), потом присвоит баллы каждому критерию, а затем применит эти категории к конкретным товарам и выберет тот, что набрал больше всего баллов.

14 марта 2022 г.
no items