Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Нейрогимнастика

Что такое нейрогимнастика и как она помогает в учёбе

Рассказывает Шамиль Ахмадуллин — автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков.

Дина Батий Журналистка, переводчица, мама двоих детей

У многих детей проблемы с обучением возникают из-за того, что они мало двигаются и всё больше времени проводят за гаджетами. Ведь мозг развивается в том числе и через физическую активность. Как решить эту проблему — рассказал Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков.

Ещё лет двадцать назад родители не могли загнать ребёнка с улицы домой, а сейчас мы наблюдаем противоположную картину: родители не могут выгнать его из-за компьютера и отправить гулять. Когда ребёнок много времени проводит за гаджетами и мало двигается, это отрицательно влияет на его когнитивные способности: внимание, память, мышление, логику и не только. Это отражается на учёбе. Но существуют нейропсихологические упражнения, с помощью которых можно решить эти проблемы. 

Что такое нейропсихология и как она связана с учёбой

Если просто, то нейропсихология — это наука, которая занимается связью когнитивных функций с определёнными областями мозга. Её фактически с нуля создал советский психолог и невропатолог Александр Романович Лурия в середине прошлого века. Главное, что нужно понимать родителю, — можно развивать мозг ребёнка через достаточно простые упражнения.

Какие бывают нейропсихологические упражнения

Сами по себе упражнения довольно лёгкие, их можно делать с года-двух и вплоть до старости, потому что это ещё и хорошая профилактика болезни Альцгеймера. Общий принцип для всех возрастов одинаков: выполнять синхронные действия (например, рисовать симметричные фигурки обеими руками) и асинхронные (например, указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, а большим пальцем левой — до подбородка). Асинхронные действия сложнее, так как нужно сильнее сконцентрироваться, чтобы соотнести указания со своим телом. 

Полезные упражнения для малышей 1–3 лет

Любые пальчиковые игры содействуют развитию мозга: ладушки-ладушки, сорока-белобока и т. п. Также полезно лепить из пластилина и рисовать. Мелкая моторика благотворно сказывается на развитии речи.

Пальчиковая игра «большой — мизинец». Сожмите пальцы в кулак: распрямите на правой руке мизинец и одновременно на левой — большой палец. Поменяйте их: теперь на правой — большой палец, а на левой — мизинец. Предложите ребёнку повторять за вами эти движения несколько раз. 

Упражнение с доской и крупными предметами (цветной конструктор / фигурки зверей / яркие бумажки). Возьмите два листка бумаги, начертите на них крупное поле, как для игры в крестики-нолики. Поставьте в один квадратик предмет, например, зелёного цвета, в другой — красного. Предложите ребёнку так же расставить фигуры тех же цветов на его поле. Начинайте с комбинаций из двух-трёх предметов и постепенно усложняйте до четырёх-пяти. 

Полезные упражнения для детей 4–6 лет

В этом возрасте простые упражнения в игровой форме помогают подготовить ребёнка к школе — улучшить концентрацию, реакцию, ориентацию в пространстве и на плоскости. У меня есть два сборника с подходящими заданиями для дошкольников: набор развивающих карточек «Нейробазис» и книга-тренажёр «Нейрогимнастика»

Дорисуй вторую часть. Даёте ребёнку половину рисунка и предлагаете симметрично дорисовать вторую часть. Сначала на листочке в клетку, чтобы проще было ориентироваться, потом — на чистом листе. В книге «Нейрогимнастика» много подобных упражнений с возрастающим уровнем сложности.

Двигательная игра «Бегемот, паук, сурикат, питон». Договоритесь с ребёнком так: его правое плечо — это бегемот, левое — паук, правая рука — сурикат, левая — питон, правая нога — кабан, левая — бык. Это сложно запомнить, так что лучше всего, если перед глазами будет карточка с подсказками (такая есть в «Нейробазисе»). А теперь пусть двигается по игре: «Бегемот поднимается вверх. Паук опускается вниз. Сурикат трогает бегемота. Питон делает вращательное движение три раза. Кабан и бык меняются местами». Можете импровизировать с движениями.

Обведи и зачеркни. Нарисуйте наверху листа две разные фигурки. Одну обведите, а другую зачеркните. Далее нарисуйте несколько строчек с этими и другими фигурками вперемешку. Предложите ребёнку по образцу обвести одну указанную фигурку и зачеркнуть другую. Эта задача на внимательность. Примеры таких упражнений тоже собраны в «Нейрогимнастике».

Полезные упражнения для школьников 7–12 лет

В младшей и средней школе нейропсихологические упражнения помогают справиться с проблемами в учёбе. Предложите ребёнку выполнять их по 5–10 минут в день, когда заметите, что он не может запомнить простые вещи или допускает странные ошибки. Это значит, что у него трудности с концентрацией внимания и памятью. Главное — не навязывать их как очередной урок. Предложите задания в игровом формате, с какими-то поощрениями (например, в виде стикеров), чтобы ребёнку нравилось их выполнять. Я собрал подобные упражнения в блокнотах-тренажёрах «Гимнастика для ума», разбив по группам 6–7 лет, 8–9 лет, 10–12 лет. Также в моём блоге много видео — например, синхронное упражнение с эмоджи, асинхронные движения, разминки с подручными материалами.

Обведи рисунок двумя руками. Распечатайте схематичное изображение животного и предложите ребёнку обвести контуры одновременно обеими руками, двигаясь от центра в разные стороны. Таких рисунков много в серии блокнотов-тренажёров «Гимнастика для ума».

Струп-тест. Напишите названия цветов разными карандашами, так чтобы они не совпадали: например, слово «синий» напишите красным карандашом, «жёлтый» — чёрным и т. п. Попросите ребёнка назвать цвета слов, но не читать их. На первый взгляд, это несложно, но на самом деле требует большой концентрации. Такие тесты вы тоже найдёте в блокнотах «Гимнастика для ума».

Анаграммы. Напишите слова из трёх-четырёх букв, переставьте в них буквы так, чтобы не сразу можно было угадать начальное слово. Например, шаг — гша. Предложите ребёнку восстановить слова из перепутанных букв. Такие задания улучшают абстрактно-логическое мышление. Их тоже много в блокнотах «Гимнастика для ума».

Полезные упражнения для старшеклассников 13–15 лет

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ старшеклассники должны освоить большой объём информации. Однако наш мозг эффективно запоминает что-то только первые два часа, затем концентрация ухудшается. Нужно обязательно делать перерывы, переключаться, двигаться 10–15 минут. Нейропсихологические упражнения в этом возрасте — это разминка для тела и мозга, благодаря которой подростки лучше запоминают материал. Упражнения можно взять из моей книги «Нейрогимнастика. Подготовка к экзаменам 14+».

Счёт на пальцах с отставанием на единицу. Одновременно обеими руками показывайте цифры, только на правой — один, на левой — два, а потом на правой два — на левой три и т. д. Затем проделайте то же в обратном порядке. Асинхронные движения сложно даются, но отлично развивают память и внимание.

Ладонь — кулак — ребро — ладонь. Положите руки ладонями на стол. Пусть одна лежит, а вторая выполняет упражнение. Сожмите её в кулак, потом распрямите так, чтобы рука ребром касалась стола, затем положите ладонью на стол.