Появление складного велосипеда тесно переплетается с историей изобретения велосипеда вообще.
Велосипед хотели сделать компактнее ещё в XIX веке — таким, чтобы его можно было носить с собой, как чемодан, или хранить в тесном помещении. Сегодня для городского жителя и его велосипеда, в принципе, ничего не поменялось.
Первым изобретателем складного велосипеда считается американец Эммит Латта, который запатентовал свой продукт 16 сентября 1887 года. Примерно в эти же годы французский лейтенант Анри Жерар вышел на изобретателя Шарля Мореля, который уже создал первый прототип складного байка. Естественно, вояка хотел снабдить такими велосипедами своих солдат для мобильности. В общем, уже в 1895 году складные велосипеды появились в магазинах Парижа. Потом что-то произошло в отношениях Жерара и Мореля, и патент ушёл к компании Peugeot.
Французы ловко придали складным велосипедам милитаристский дух, и уже к началу XX века почти каждая более или менее мощная военная держава имела в распоряжении складные байки собственного производства: Styria (Австрия), Dursley-Pedersen (Англия), Faun (Англия), Seidel & Naumann (Германия), Fongers, Burgers (Голландия), Peugeot (Франция), Bianchi (Италия), Лейтнер (Россия), Katakura (Япония).
Американский велосипед Compax, также использовавшийся военными парашютистами. По факту он не складывался, а разбирался на две части «для ускорения боевого маневра».
Массовое коммерческое производство складных велосипедов началось уже после Второй мировой, сделала это ставшая позже культовой итальянская марка Graziella в 1964 году. Там использовалась популярная и поныне U-образная форма рамы и маленькие колёса.
В 80-е появляются две марки, которые и по сей день считаются классикой складных байков, — Brompton и Dahon, изобретённые Эндрю Ритчи и Дэвидом Хоном в 1981 и 1982 годах соответственно.
COVID-19 довольно заметно всколыхнул велосипедную индустрию, сделав складные байки как городской транспорт ещё популярнее.
У складных велосипедов есть определённые преимущества перед своими классическими собратьями. Перечислим их все.
Коммьютинг. Складные байки не попадают под запреты их перевоза в городском транспорте, будь то метро, междугородние автобусы или любой наземный транспорт. Представьте маршрут из области в центр города: дорога на велосипеде до станции, электричка, пересадка на метро, затем ещё несколько минут на велосипеде. Всё это со складным велосипедом намного удобнее, чем с обычным, и нет риска нарваться на запрет воспользоваться общественным транспортом.
При этом более короткие расстояния можно преодолевать на самом велосипеде, потому что в городском потоке и на дорожках складной байк не сильно уступает по средней скорости обычному полноразмерному велосипеду.
Хранение в доме. Тут всё довольно очевидно. Сложенный велосипед занимает меньше места, которое можно найти ему в общем коридоре, прихожей, на балконе или в тёмной комнате.
Лёгкая транспортировка. В багажник легкового автомобиля можно поместить до 2–3 велосипедов, не раскладывая при этом заднее сиденье. Отличный вариант для комбинированных путешествий компанией или семьёй: едете на машине до красивых мест, а там разбираете велосипеды и получаете удовольствие. Если в дороге что-то случилось и нет запаски, то любой таксист не откажется вас довезти. А вот с большим байком могут быть проблемы.
Основные различия в складных велосипедах — в системе их складывания, размере колёс, весе и качестве изготовления рамы и компонентов. Всё это находит отражение в цене.
Система складывания. Когда будете покупать велосипед, обязательно обратите внимание на систему складывания. Попробуйте сделать это самостоятельно и определить для себя, удобна ли она, работает ли так, как нужно. Обычно чем проще система, тем она долговечнее.
Размер колёс и рамы. Его диапазон начинается от вариантов с 16-дюймовыми колёсами до почти полноразмерных велосипедов с 26-дюймовыми. Чаще всего встречаются байки с колёсами 16″ и 20″ — они самые практичные по размеру и, следовательно, самые востребованные на рынке. Большие колёса дают лучший накат, маленькие колёса легче и делают велосипед компактнее.
Параметры колёс и рамы влияют на общий размер байка. У каждого производителя свои градации и соответствия размера, но если обобщить:
Материал рамы. Варианта два: алюминий и сталь. Кардинальной разницы нет — скорее, это последняя характеристика и особенность, которую нужно брать в расчёт при выборе складного велосипеда.
Система переключения передач. Обычно складные велосипеды оборудованы более простыми системами переключения передач с меньшим количеством скоростей. Подразумевается, что использоваться они будут в плоском городе, где нет требований к большим или мелким передачам. Часто это планетарные втулки, которые переключают передачи сами, при достижении определённой скорости. (Очень практично для городского катания и решения транспортных задач.)
Но есть и суперуниверсальные велосипеды с 3 звёздами спереди и кассетами 11–32 сзади.
Вес. Вес складных велосипедов начинается от 10 кг. Меньше весят только кастомные карбоновые модели. Но если учесть, что складной велосипед придётся часто носить (или катать) в сложенном виде, то вес становится довольно важной особенностью. В общем, легче — значит, дороже. Но и удовольствия больше.
Shulz Max 20
Минималистичный велосипед от питерского бренда. Красивый и доступный по цене односкоростной байк с 20-дюймовыми колёсами. Стальная рама, клещевые тормоза, заявленный вес 14,3 кг и надёжная система складывания.
Размер в сложенном виде: 82 × 69 × 33 см.
Размер в разложенном виде: на рост от 150 до 200 см.
8-скоростной велосипед из алюминиевой рамы весом всего 12,8 кг и дисковыми тормозами. Золотая середина в том, что касается размера и габаритов: 20-дюймовые колёса, рама на рост до 180 см, благодаря большому диапазону настроек подседельного штыря, седла и рулевой. В комплекте есть крылья и багажник, что добавляет велосипеду практичности.
Ещё один универсальный городской байк от российского производителя Forward. Алюминиевая рама из сплава 6061, планетарная система переключения передач на 3 скорости, крылья, защита цепи и багажник. Велосипед оборудован колёсами диаметром 24 дюйма, так что в теории ему покорятся лёгкие грунты и парковые дорожки.
Хороший полноразмерный вариант для быстрой городской езды и удобного хранения. Оснащён 7-скоростной трансмиссией, покрышками шириной 35 мм и регулирующимся выносом.
Размер в сложенном виде: 91 x 71 x 30 см.
Dahon VD21008
Стальной байк от компании, которая стояла у истоков современных складных велосипедов. Стальная рама, построенная на изящных трубах, минималистичный дизайн, 6-скоростная система переключения передач Shimano и фирменная система складывания Dahon.
Декатлоновский бренд B’Twin и его вариация складного велосипеда для города и удобного хранения в ограниченном пространстве. 7 передач, алюминиевая рама из сплава 6061, раскладывается за 15 секунд, колёса 20 дюймов, крылья и защита цепи. Шины для асфальтового покрытия — на пересечённой местности может не хватать сцепления.
Размер в сложенном виде: 78 x 66 x 38 см.
Размер в разложенном виде: 146 x 108 x 58,5 см.
Необычный велосипед для ассортимента компании Giant, которая не специализируется на складных байках. Но этот велосипед у американского велогиганта удался: удобная система складывания, 20-дюймовые колёса, удобные для быстрого передвижения в городе и хранения, и классный багажник.
High-end в мире складных байков, ручная сборка в Англии (и поэтому немаленькая цена — от 122 тысяч рублей). Тут всё на своём месте. Велосипеды Brompton — произведения искусства. Но они также отлично проявляют себя и на дорогах. Минимализм и практичность 3 скоростей, стальная рама, 16-дюймовые колёса и вес всего 11,5 кг.
Размер в сложенном виде: 58,5 х 54,5 х 27 см.