Ozon logo

Поиск по статьям

Складной велосипед: обзор лучших моделей

Появление складного велосипеда тесно переплетается с историей изобретения велосипеда вообще.

Фёдор Тихонов Мастер спорта по лыжным гонкам, велосипедист, лыжник, любитель побегать
12 апреля 2022 г.

Велосипед хотели сделать компактнее ещё в XIX веке — таким, чтобы его можно было носить с собой, как чемодан, или хранить в тесном помещении. Сегодня для городского жителя и его велосипеда, в принципе, ничего не поменялось. 

Как и зачем велосипед впервые сложили

Первым изобретателем складного велосипеда считается американец Эммит Латта, который запатентовал свой продукт 16 сентября 1887 года. Примерно в эти же годы французский лейтенант Анри Жерар вышел на изобретателя Шарля Мореля, который уже создал первый прототип складного байка. Естественно, вояка хотел снабдить такими велосипедами своих солдат для мобильности. В общем, уже в 1895 году складные велосипеды появились в магазинах Парижа. Потом что-то произошло в отношениях Жерара и Мореля, и патент ушёл к компании Peugeot. 

Французы ловко придали складным велосипедам милитаристский дух, и уже к началу XX века почти каждая более или менее мощная военная держава имела в распоряжении складные байки собственного производства: Styria (Австрия), Dursley-Pedersen (Англия), Faun (Англия), Seidel & Naumann (Германия), Fongers, Burgers (Голландия), Peugeot (Франция), Bianchi (Италия), Лейтнер (Россия), Katakura (Япония). 

Американский велосипед Compax, также использовавшийся военными парашютистами. По факту он не складывался, а разбирался на две части «для ускорения боевого маневра».

Массовое коммерческое производство складных велосипедов началось уже после Второй мировой, сделала это ставшая позже культовой итальянская марка Graziella в 1964 году. Там использовалась популярная и поныне U-образная форма рамы и маленькие колёса.

В 80-е появляются две марки, которые и по сей день считаются классикой складных байков, — Brompton и Dahon, изобретённые Эндрю Ритчи и Дэвидом Хоном в 1981 и 1982 годах соответственно.

COVID-19 довольно заметно всколыхнул велосипедную индустрию, сделав складные байки как городской транспорт ещё популярнее.

Зачем вообще его складывать?

У складных велосипедов есть определённые преимущества перед своими классическими собратьями. Перечислим их все.

Коммьютинг. Складные байки не попадают под запреты их перевоза в городском транспорте, будь то метро, междугородние автобусы или любой наземный транспорт. Представьте маршрут из области в центр города: дорога на велосипеде до станции, электричка, пересадка на метро, затем ещё несколько минут на велосипеде. Всё это со складным велосипедом намного удобнее, чем с обычным, и нет риска нарваться на запрет воспользоваться общественным транспортом.

При этом более короткие расстояния можно преодолевать на самом велосипеде, потому что в городском потоке и на дорожках складной байк не сильно уступает по средней скорости обычному полноразмерному велосипеду.

Хранение в доме. Тут всё довольно очевидно. Сложенный велосипед занимает меньше места, которое можно найти ему в общем коридоре, прихожей, на балконе или в тёмной комнате. 

Лёгкая транспортировка. В багажник легкового автомобиля можно поместить до 2–3 велосипедов, не раскладывая при этом заднее сиденье. Отличный вариант для комбинированных путешествий компанией или семьёй: едете на машине до красивых мест, а там разбираете велосипеды и получаете удовольствие. Если в дороге что-то случилось и нет запаски, то любой таксист не откажется вас довезти. А вот с большим байком могут быть проблемы. 

Технические особенности складных велосипедов

Основные различия в складных велосипедах — в системе их складывания, размере колёс, весе и качестве изготовления рамы и компонентов. Всё это находит отражение в цене. 

Система складывания. Когда будете покупать велосипед, обязательно обратите внимание на систему складывания. Попробуйте сделать это самостоятельно и определить для себя, удобна ли она, работает ли так, как нужно. Обычно чем проще система, тем она долговечнее.

Размер колёс и рамы. Его диапазон начинается от вариантов с 16-дюймовыми колёсами до почти полноразмерных велосипедов с 26-дюймовыми. Чаще всего встречаются байки с колёсами 16″ и 20″ — они самые практичные по размеру и, следовательно, самые востребованные на рынке. Большие колёса дают лучший накат, маленькие колёса легче и делают велосипед компактнее. 

Параметры колёс и рамы влияют на общий размер байка. У каждого производителя свои градации и соответствия размера, но если обобщить:

  • колёса 16 дюймов — велосипед на рост до 150–160 см;
  • колёса 20 дюймов — 150–180 см;
  • колёса 24 дюйма — 150–190 см.

Материал рамы. Варианта два: алюминий и сталь. Кардинальной разницы нет — скорее, это последняя характеристика и особенность, которую нужно брать в расчёт при выборе складного велосипеда. 

Система переключения передач. Обычно складные велосипеды оборудованы более простыми системами переключения передач с меньшим количеством скоростей. Подразумевается, что использоваться они будут в плоском городе, где нет требований к большим или мелким передачам. Часто это планетарные втулки, которые переключают передачи сами, при достижении определённой скорости. (Очень практично для городского катания и решения транспортных задач.)

Но есть и суперуниверсальные велосипеды с 3 звёздами спереди и кассетами 11–32 сзади.

Вес. Вес складных велосипедов начинается от 10 кг. Меньше весят только кастомные карбоновые модели. Но если учесть, что складной велосипед придётся часто носить (или катать) в сложенном виде, то вес становится довольно важной особенностью. В общем, легче — значит, дороже. Но и удовольствия больше. 

Обзор складных велосипедов

Shulz Max 20

Минималистичный велосипед от питерского бренда. Красивый и доступный по цене односкоростной байк с 20-дюймовыми колёсами. Стальная рама, клещевые тормоза, заявленный вес 14,3 кг и надёжная система складывания. 

Размер в сложенном виде: 82 × 69 × 33 см.

Размер в разложенном виде: на рост от 150 до 200 см.

Shulz Складной Велосипед Max, 20, 2021
18 870 22 200

Novatrack TG-20

8-скоростной велосипед из алюминиевой рамы весом всего 12,8 кг и дисковыми тормозами. Золотая середина в том, что касается размера и габаритов: 20-дюймовые колёса, рама на рост до 180 см, благодаря большому диапазону настроек подседельного штыря, седла и рулевой. В комплекте есть крылья и багажник, что добавляет велосипеду практичности. 

Forward Enigma 3.0 AL


Ещё один универсальный городской байк от российского производителя Forward. Алюминиевая рама из сплава 6061, планетарная система переключения передач на 3 скорости, крылья, защита цепи и багажник. Велосипед оборудован колёсами диаметром 24 дюйма, так что в теории ему покорятся лёгкие грунты и парковые дорожки.

Montague Crosstown 19

Хороший полноразмерный вариант для быстрой городской езды и удобного хранения. Оснащён 7-скоростной трансмиссией, покрышками шириной 35 мм и регулирующимся выносом. 

Размер в сложенном виде: 91 x 71 x 30 см.

Dahon VD21008


Стальной байк от компании, которая стояла у истоков современных складных велосипедов. Стальная рама, построенная на изящных трубах, минималистичный дизайн, 6-скоростная система переключения передач Shimano и фирменная система складывания Dahon. 

Tilt 500 B’Twin

Декатлоновский бренд B’Twin и его вариация складного велосипеда для города и удобного хранения в ограниченном пространстве. 7 передач, алюминиевая рама из сплава 6061, раскладывается за 15 секунд, колёса 20 дюймов, крылья и защита цепи. Шины для асфальтового покрытия — на пересечённой местности может не хватать сцепления. 

Размер в сложенном виде: 78 x 66 x 38 см.

Размер в разложенном виде: 146 x 108 x 58,5 см.

Giant ExpressWay 1

Необычный велосипед для ассортимента компании Giant, которая не специализируется на складных байках. Но этот велосипед у американского велогиганта удался: удобная система складывания, 20-дюймовые колёса, удобные для быстрого передвижения в городе и хранения, и классный багажник. 

Brompton S3L

High-end в мире складных байков, ручная сборка в Англии (и поэтому немаленькая цена — от 122 тысяч рублей). Тут всё на своём месте. Велосипеды Brompton — произведения искусства. Но они также отлично проявляют себя и на дорогах. Минимализм и практичность 3 скоростей, стальная рама, 16-дюймовые колёса и вес всего 11,5 кг.

Размер в сложенном виде: 58,5 х 54,5 х 27 см.



12 апреля 2022 г.
no items