Ozon logo Ozon Club logo
Журналы
Испуганная девочка

Как помочь ребёнку справиться со своими страхами

Почему возникают детские страхи и что можно сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть их.

Кристина Потёмина Выпускающий редактор Ozon Клуб

Ребёнок испытывает различный спектр эмоций с момента рождения. Процесс его развития начинается с самых простых переживаний — например, огорчения — и переходит к более сложным — радости, печали и страху. Но почему возникают детские страхи и что можно сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть их? Разбираемся вместе с психологом сети детских садов Sun School Екатериной Давыдовой.

Зачем нужен страх

На самом деле страхи нужны и важны — они оберегают нас от травм. Ведь это одна из разновидностей эмоционального отклика, который выполняет защитную функцию в конкретной ситуации. 

Дети, как правило, боятся многих вещей — темноты, животных, одиночества. Если родители и окружающие члены семьи правильно реагируют на эмоции ребёнка и помогают ему прожить пугающий опыт, то детские страхи, особенно ранние, проходят самостоятельно. 

Если ребёнок на протяжении долгого времени очень эмоционально реагирует на привычные и вполне безопасные ситуации или вещи, это может указывать на серьёзные внутренние или внешние проблемы — нарушения в развитии, конфликты в семье, неадекватное поведение родителей.

Зачастую страх могут спровоцировать незначительные и заурядные ситуации. Даже прогулка в парке, когда малыша облаяла собака, рискует стать мощным впечатлением, с которым не в силах справиться хрупкая детская психика. Страх регулирует реакцию ребёнка, а следом — и поведение. 

Без поддержки взрослого повторяющиеся травмирующие ситуации могут привести к неуверенности, тревоге, замыканию в себе, а также к физиологическим отклонениям — заиканиям и энурезу.

Мир ребёнка можно сравнить с джунглями, а опытный проводник в этом путешествии — значимый взрослый. Ребёнок идёт за проводником, который знает каждый уголок джунглей, и ощущает себя в безопасности. Необходимо давать ему эту опору, и в какой-то момент он будет готов продолжить этот путь самостоятельно, — объясняет детский психолог Екатерина Давыдова. — К сожалению, бывает так, что ребёнку приходится в одиночку познавать этот мир, и тогда существует вероятность, что его страхи перерастут во что-то более серьёзное.

Что вызывает детские страхи?

Случай или ситуация, произошедшая в реальности

Это может быть громкий звук, болезненный опыт посещения врача, падение с велосипеда, укус собаки или неожиданный уход под воду во время купания в речке. Эмоции в этих ситуациях полностью оправданны. Для того чтобы успокоиться и не зафиксировать этот страх, ребёнку нужна поддержка близкого человека. Если такая ситуация произошла, не стоит ругать ребёнка или каким-то другим способом обострять накалившиеся эмоции.

Реакция значимого близкого

Родители, страдающие фобиями, могут передать их своим детям. Если ребёнок неоднократно наблюдал, как мама переживает и нервничает, когда они катаются на колесе обозрения или поднимаются в горы, он может скопировать это поведение. Единственный выход из ситуации — способность взрослых держать свои реакции под контролем (придётся учиться).

Устрашение в воспитательных целях

Часто взрослые намеренно фиксируют тревожную реакцию ребёнка в опасных ситуациях. Допустим, ребёнок играет на детской площадке и забирается на самый верх. Он ещё не упал и даже не приблизился к потенциальной опасности, но бабушка уже кричит: «Слезай быстро, ты сейчас упадёшь и разобьёшь голову!» В таких случаях взрослым нужно стараться выбирать более мягкие формулировки и бороться со своей тревожностью.

Богатая фантазия ребёнка

Бурное и развитое воображение может довольно быстро завести ребёнка в дебри страха. Родителям важно в таких случаях быть рядом с ребёнком, напоминать, что они защитят его в любой ситуации, разговаривать и слушать его.

Семейные конфликты

Ребёнок ещё не умеет различать и понимать причины ссор, происходящих в семье. Часто он подсознательно считает себя виновником споров между мамой и папой. Тревога трансформируется в детские страхи. Ребёнок может начать бояться вечера, когда папа приходит с работы, потому что именно в это время они начинают ссориться с мамой. Любая ассоциация с конфликтом может вызывать поток негативных эмоций. В этих ситуациях всей семье требуется помощь психолога.

Неврозы и пограничные психические состояния

Ребёнок может испытывать страх перед безобидной игрушкой, одеждой, посудой или едой. Может негативно реагировать, если изменился привычный маршрут в детский сад, или панически бояться привычных бытовых процедур — чистки зубов, причёсывания или мытья. Возможно, эмоция малыша связана с травмирующим событием, на которое он не в состоянии отреагировать по-другому, или объяснить, что вообще произошло. В этих случаях ему требуется помощь психолога и психиатра.

Страх одиночества

Страх одиночества больше присущ детям до 7 лет — в этом возрасте малыши ещё очень привязаны к взрослым. Ребёнок может чувствовать себя брошенным и забытым, если родителей рядом нет. Кроме того, ощущение одиночества усиливается, если приходится переживать пугающую ситуацию: это может быть страшный мультфильм или засыпание в темноте. 

Но, какова бы ни была причина, ребёнок всегда ищет защиты у тех, кто о нём заботится. Переделать особо чувствительного ребёнка невозможно — страх одиночества будет проходить по мере взросления. Однако родители в силах уменьшить симптомы страха: дать ему понять, что он необходим и любим, при необходимости проговаривая это как можно чаще. Так ребёнок понимает, что он защищён любовью своих родителей.

Страх животных

Страх животных, как правило, начинает формироваться в период активного познания мира — около 2–3 лет. Его пик может приходиться на предшкольный возраст. 

Обычно триггером к появлению страха является какая-то травмирующая ситуация. Например, нападение собаки, агрессия кошки или даже просто неожиданное появление животного в поле зрения ребёнка. 

Вторая частая причина — повышенная тревожность родителей. В этом случае они или напрямую сообщают ребёнку о том, что четвероногие опасны («Не трогай собаку, она укусит!»), или между собой обсуждают какие-то жуткие происшествия, связанные с животными (малыш их при этом слышит).

Само собой, в большинстве случаев родителями руководит осторожность. Но всё же такое поведение взрослых может вызвать у детей панический страх. Поэтому важно работать с собственной тревожностью и вместо запугивания использовать другие инструменты. Например, обучить малыша навыкам безопасного поведения — не дразнить собак или диких животных в зоопарке, обращаться аккуратно с питомцами, не пугать их. 

Страх животных заложен в нас генетически и уходит корнями в первобытные времена, — напоминает Екатерина Давыдова. — В те времена человек боролся за выживание, а дикие животные были источником опасности. Поэтому его можно отнести к естественным страхам, которые имеют все шансы пройти самостоятельно. Однако ситуации, в которых ребёнок подвергся нападению собаки или, например, обезьяны в зоопарке, усугубляют этот «природный» страх, и бороться с ним становится сложнее.

Страх темноты и ночные кошмары

Из-за богатого воображения детские страхи часто рождаются в темноте. Это связано с процессом познания мира — ребёнок может придумывать то, чего не существует, и додумывать то, с чем он знаком поверхностно. Отсюда же и страшные сны.

Если ночной кошмар приснился один раз, то это нормально — ребёнок мог посмотреть мультфильм про чудовищ или услышать от друзей страшную историю. Под впечатлением его мозг возродил пугающую картинку во сне. Но в случае систематических ночных кошмаров нужно искать причину глубже.

Чаще всего ответы находятся в ближайшем окружении малыша. Причиной беспокойного сна могут быть драки и травля в детском саду или школе, ссоры родителей, пережитое насилие или другие систематические травмирующие события.

Боязнь воды

Аквафобия также бывает результатом травматического переживания. Неприятная история на воде могла произойти с самим ребёнком (он мог начать тонуть, захлёбываться и т. д.) или на его глазах. 

Некоторые дети могут бояться больших водоёмов — моря или реки с течением, а кто-то боится даже сидеть в ванне. Как и в предыдущем случае, страх воды может передаваться от родителя к ребёнку. Если он видит, что мама никогда не купается в озере или нервничает при прогулке на катере, он смоделирует такое же поведение. Ведь он привык ориентироваться на реакции взрослых.

Когда взрослые не помогают

Повторимся, родители могут сами провоцировать появление страхов у своих детей. Причинами могут быть гиперопека или, наоборот, полная свобода действий; строгая, а иногда и жестокая манера воспитания.

Как бы вы ни пытались защитить малыша от несчастных случаев, помните: запугивание и навязывание ему своего страха как раз можно назвать «несчастным случаем» для детской психики.

Ребёнок младшего возраста просто не поймёт опасности ситуации, о которой предупреждает взрослый. Но преувеличение этой опасности зафиксируется у него на инстинктивном уровне: «Происходит что-то очень страшное». 

Для того чтобы обезопасить двухлетку, достаточно внимательно следить за малышом и самостоятельно устранять вероятную угрозу. Ребёнка школьного возраста намного сложнее контролировать — в этом возрасте с детьми следует разговаривать как со взрослыми и объяснять суть происходящего, не угнетая их запугиванием.

Манипуляции и угрозы тоже влияют негативным образом на психику ребёнка. Фраза «Не делай этого, или я тебя разлюблю» от значимого взрослого, наверное, самое страшное, что он может услышать. У детей есть чёткие представления о добре и зле. И самый большой страх ребёнка — что он совершит поступок, из-за которого родители перестанут его любить. 

Если ребёнок систематически слышит о том, что он перестанет быть важен и ценен из-за ошибки или неправильного поступка, то он будет бояться не только признаться в совершённых поступках. Он также рискует обрести множество страхов по поводу своего взаимодействия с окружающим миром.

Подборка книг по детской психологии для родителей:

– Анна Зубкова, Светлана Зубанова «Детские страхи»;

Полезные советы

Итак, как же помочь ребёнку справиться со страхом?

  • Дайте ему понять, что вы всегда рядом и готовы помочь. Поговорите с ним откровенно и заверьте в том, что вы понимаете его страхи.
  • Не торопите ребёнка в этой борьбе. Например, один из первых шагов, которые помогут вашему ребёнку справиться с аквафобией, — наблюдение за плавающими людьми. Для этого можно отправиться в бассейн и провести там несколько часов. Если малыш по прошествии этого времени чувствует себя комфортно и не проявляет признаков страха, следующим шагом можно предложить ему пересесть ближе к краю бассейна. А через несколько дней — попробовать окунуть ноги в воду. Проявляя терпение и уважение к эмоциям ребёнка, вы укрепите его уверенность в собственных силах.
  • Используйте приёмы арт-терапии. Если ребёнка пугает монстр, который живёт в тёмной комнате, предложите ему нарисовать свой страх на листе бумаги. Потом этот листок можно символично порвать — тем самым помогая малышу победить монстра. Или нарисовать чудищу улыбку и раскрасить в яркие цвета — так он перестанет быть пугающим и ужасным.
  • Ролевые игры также снижают тревожность. Например, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх перед врачами, можно поиграть в доктора и попрактиковаться в том, что он будет делать во время приёма.
  • При страхе одиночества или темноты помогают игры в прятки. В процессе игры малыш остаётся один и, как правило, забывает про страх, попутно привыкая к этому ощущению.
  • Положительное подкрепление и поощрение. Хвалите ребёнка за каждый пройденный шаг. Фразы «Ты можешь это сделать», «Я верю в тебя», «Ты очень храбрый» вселяют в ребёнка уверенность в своих силах. А слова «Да чего ты боишься? Это же совсем не страшно!», наоборот, заставляют сомневаться.
  • Используйте приёмы сказкотерапии. Чтение книг или рассказывание историй о насущной проблеме помогают ребёнку посмотреть на ситуацию со стороны и дать ей более объективную оценку. Детям нравится слушать сказки про героев, которые очень похожи на них самих, — так им легче соотносить действия персонажа сказки со своими поступками. Конец сказки обязательно должен быть позитивным — герой побеждает то, чего боится. После рассказа важно обсудить сюжет с малышом, проанализировать шаги героя к победе.
  • Если вам кажется, что страх вашего ребёнка не проходит или усиливается, несмотря на ваши старания, стоит обратиться за советом к специалисту: психологу, психиатру или неврологу.
  • Психолог Екатерина Давыдова считает, что наиболее органичным способом для коррекции детских страхов и переживаний выступает песочная терапия.

Основным принципом этого направления является возможность создания свободного и защищённого пространства, в котором ребёнок исследует свой мир через создание песочных композиций, — поясняет специалист. — В отличие от рисунка, здесь не требуется особых навыков и умений. Песок сам по себе, как структура, снимает все зажимы и напряжение, позволяя ребёнку почувствовать себя настоящим волшебником. Можно строить, можно ломать, можно заново всё переделывать, добавлять и убавлять. Дети охотно играют в песочнице, превращая свои страхи и беспокойство, часто непонятные и пугающие, в зримые и осязаемые образы. Получается, что скрытое становится явным, неизвестность переходит в состояние ясности. А когда всё ясно, уже не так уж и страшно. Воссоздавая на песочном поле с помощью различных фигурок людей, животных, домиков, замков, деревьев и автомобилей свои эмоциональные переживания, отыгрывая их, ребёнок себя лечит. 

Топ-5 книг, которые помогут ребёнку преодолеть свой страх:

– Олег Хухлаев, Ольга Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки»;

– Елена Ульева «Сказки от страхов»;

– Ульрике Мотшиуниг «Раз, два, три — страх, уходи!»;

– Франческа Санна «Я и мой Страх».

Родители не всегда должны быть рядом

Когда ребёнок пугается, у родителей срабатывает естественный инстинкт «успокоить и утешить». На самом деле родители не могут — и не должны — всегда быть рядом. Обучение ребёнка тому, как справляться со своими страхами без вмешательства взрослых, поможет ему обрести уверенность и независимость.

Для того чтобы справиться с пугающим опытом, взрослые люди используют навык саморегуляции. По сути, это способность управлять своими собственными эмоциями и поведением. Большинство из нас прибегают к этому методу бессознательно и инстинктивно. Однако навык саморегуляции появляется у нас не с рождения — чтобы его обрести, ребёнку нужно пространство для самостоятельности и постоянная практика. 

Когда мы видим, что у ребёнка что-то не получается, естественной реакцией является желание сделать всё за него. Если такое поведение вошло в семье в привычку, то у детей не появляется стимула или возможности научиться делать что-то самостоятельно.

По мнению Екатерины Давыдовой, любому ребёнку, как и взрослому человеку, не нужно помогать, если он об этом не попросил: 

Родители должны дать ребёнку понять, что если ему нужна помощь, он всегда может к ним обратиться. В большинстве своём дети очень открыты. Роль родителей в преодолении страха — быть рядом и мягко направлять, пока малыш сам не будет готов взять бразды правления в свои руки. Но если ребёнку сложно и одиноко, он может оглянуться и увидеть, что рядом есть тот, кто больше, кто лучше знает эти джунгли и защитит от всех врагов.